Еще несколько десятилетий назад вышитые изделия красовались в гостиных, ими украшали фотографии, иконы в старинных рамках. Сегодня ситуация изменилась – их покупают лишь иногда для создания желаемого интерьера кухни или ванной комнаты. Классическая ручная вышивка на полотенцах уступила место механизированным процессам выполнения рисунка. Тем не менее декорированные в разных техниках рушники пользуются популярностью не только у дизайнеров, но и среди многочисленных приверженцев красивых повседневных вещей.
Традиции вышивки на полотенцах на Руси
Вышивка полотенец (рушников, утирников, убрусцев) была важной частью тысячелетней славянской культуры. Среди восточных славян традиции декорирования тканых полотен отличались особым разнообразием и богатством. На Руси сферы применения вышитых изделий классифицировались по выполняемым ими функциям:
- культовая;
- охранная;
- декоративная;
- утилитарно-бытовая.
Полотенца для оформления части жилища, относящейся к традициям поклонения древним стихиям природы, а также иконам святых в период христианства, вышивались с особым соблюдением сакральных символов. Каждый крестик или завиток, мельчайший элемент орнамента имели глубокий тайный смысл, а их композиция отражала конкретное предназначение изделия.
Охранную функцию выполняли не только вышитые полотенца, используемые для украшения икон. Существовали также рушники:
- Венчальные – невеста вышивала несколько разновидностей таких изделий для одаривания жениха и сватов при обряде обручения, во время венчания – для дружек, старост, родителей, родственников суженого, а также для украшения застольного места.
- Родильные – ими закрывалась люлька новорожденного ребенка от недобрых сил и завистливых людей.
- Погребальные – использовались во время траурных обрядов и процессий. Призваны были оберегать душу умершего, а также живых людей, прощающихся с ним.
Полотенца, используемые для декорирования жилья, должны были хранить домашний очаг, укреплять семью, здоровье ее членов. Девушки вышивали такие рушники с детства и до замужества, готовя приданое на протяжении нескольких лет.
Предназначенные для повседневного использования изделия также нередко украшались вышивкой. Такие полотенца изнашивались, заменялись новыми, поэтому вышивальные схемы были не особо сложными, а любимые узоры рукодельницы могли произвольно менять, без боязни навлечь «гнев» высших сил.
Традиционные орнаменты для рушников связаны с религиозными верованиями древних славян. Поклонение Матери-Земле отражалось в изображении женской фигуры с поднятыми руками в окружении растений, птиц или животных, в особенности лошадей с всадниками. Птица-пава также выступала одним из ключевых символов «убрусцев» – полотенец, с которыми землепашцы выходили в поле перед выполнением первых весенних работ.
Историки отмечают отличия в схемах вышивания по географическому признаку. Так, жители северных и северо-западных областей, в особенности Новгородской, Вологодской, Архангельской губерний, предпочитали изобразительные мотивы. В Московской губернии и южнее на полотенцах преобладали геометрические узоры. Всевозможные кресты, круги, пронизанные косыми распятиями, ромбы, зигзаги должны были символизировать культ Солнца. Классическая вышивка рушника крестиком стала частью геометрических орнаментов, имеющих четкий сакральный смысл. Основные цвета в таких рисунках – красный во всех оттенках, черный, реже – синий с белым.
Тысячелетние традиции и верования, воплощенные в вышитых на полотенцах символах, сохранили свое значение в наше время. Возможно, современные вышивальщицы не стараются отразить магические ритуалы, но используемые ими популярные схемы, несомненно, хранят память древних предков. Охранные традиции вышитого полотенца сохранились также в сегодняшних свадебных обрядах.
Разновидности
Учитывая разнообразие функций, которые выполняют современные вышитые полотенца, их декорирование проводится в различных техниках, используя многочисленные способы нанесения орнамента.
По способу изготовления
Вековые традиции ручной вышивки дополняют мощные современные технологии машинного выполнения разнообразных узоров. Каждый из вариантов имеет свои сферы применения, плюсы и минусы.
Преимущества и недостатки ручной вышивки представлены в таблице.
Преимущества | Недостатки |
Дает возможность создавать неповторимые, единственные в своем роде полотенца | Трудоемкий процесс |
Сохраняет древние традиции | Занимает много времени |
Сберегает преемственность поколений | Требует развития концентрации внимания, усидчивости и терпеливости |
Оказывает колоссальный терапевтический эффект на рукодельницу | Сложно исправить ошибку вышивальщицы |
Успокаивает, снимает стресс (при наличии достаточного опыта) | Практически не позволяет получить несколько идентичных изделий |
Развивает навыки усидчивости, терпеливость, способность сосредоточиться на процессе | Требует предельной тщательности в использовании полотенец, уходе за ними |
Позволяет применять разные техники и материалы | Возникают сложности в освоении |
Допускает произвольное сочетание техник, нитей, декоративных элементов | — |
Машинная вышивка тоже имеет свои плюсы и минусы, основные из которых представлены в таблице.
Преимущества | Недостатки |
Выполняется с применением сложной компьютеризованной техники без затрат личного времени | За счет массовости используется в основном для изделий утилитарного значения |
Позволяет получить на полотенцах тысячи однотипных рисунков | Высокая стоимость машин, их ограниченная доступность для бытового применения |
Постоянно совершенствуются технологии, само оборудование | — |
Можно быстро освоить навыки применения вышивальных машин | — |
Снижает себестоимость готового изделия | — |
Можно сказать, что каждый из плюсов для одной вышивальщицы может стать минусом для другой. Так, ручная техника оттолкнет некоторых из-за длительности процесса изготовления, сложности его освоения. Другим же именно за это она будет по душе, позволяя в итоге получить совершенно уникальную вещь.
По технике
Современное развитие технологий машинной вышивки позволяет изготавливать полотенца, предельно похожие визуально на образцы ручной работы. Так, совсем недавно традиционными считались гладь, тамбурный шов и одноцветные узоры крестиком. Такая техника, как прорезная гладь, применялась для машинной вышивки одежды, а для полотенец считалась неподходящей.
Сегодня компьютеризированные автоматы позволяют получать удивительные результаты в таких вариациях выполнения машинной вышивки, как:
- классическая гладь в технике «сатин»;
- объемная 3D-вышивка;
- формирование растительных узоров тамбурным швом;
- вышивка крестом – даже более аккуратная и сложная, чем ручная;
- гладь в технике «татами» для заполнения больших площадей;
- контурная вышивка, включая возможность исполнения одной ниткой для ажурных работ;
- гладь в технике «сатин» для создания контуров;
- вышивка золотой нитью, пайетками, шнуром, лентами, и даже по фотографии.
Ручная итальянская техника «трапунто» является аналогом 3D-вышивки. Нити бисера вполне можно прикрепить автоматизированной строчкой, но работа все-таки будет ручной, хоть и на швейной машинке.
Выбор схемы и материалов
Найти подходящую схему или рисунок для вышитого полотенца не станет проблемой. Большое количество готовых образцов можно приобрести в магазинах или же скачать из свободных источников и распечатать.
Классический вариант формирования на полотенце понравившегося рисунка выглядит так:
- Схему отображают на миллиметровой бумаге, затем ее можно увеличить или уменьшить, изменив клеточки в нужных пропорциях.
- После получения готового варианта его стоит переснять на прозрачную кальку, с которой удобно переносить все детали на ткань.
Вышивка крестом требует развернутой схемы с разбивкой на квадраты и указанием нужных цветов. Для этой техники подходит практически любое изображение. Существует большое количество компьютерных программ, позволяющих стилизовать и разбить образец для получения счетной схемы с четкой цветовой градацией для вышивания на полотенцах в техниках крест и неполный крест.
Машинный способ вообще не имеет ограничений ни по количеству оттенков, ни по сложности рисунка. Популярными стали именные вышивки на махровых полотенцах, с поздравлением или другим текстовым сообщением, а также сувенирные или рекламные изделия с логотипом компании.
Современные машины способны выполнять вышивку по фотографии, для этого подходит любая ткань. Украшенные таким образом полотенца становятся особо памятными.
Выбор ниток, а также дополнительных украшений, таких как ленты, стразы, пайетки, бусины, зависит от рисунка и ткани, на которой планируется вышивать:
- Для хлопчатобумажных и льняных материй подходят мулине, акрил, шелк, ирис. Применяются в техниках крест, гладь и некоторых других.
- При работе с бисером требуется специальная одноименная нить.
- На бамбуковом полотне наиболее изысканно смотрится вышивка шелком.
Выбирая нитки, следует обращать внимание на толщину, равномерность скрутки и однородность фактуры. Можно выполнять одну вышивку одинаковыми нитками от разных производителей, в то время как менять сам их тип уже нежелательно. Смешивание нитей разных фактур иногда способно придать изделию оригинальный вид, но чаще всего подобные эксперименты могут исказить первоначальную идею. Для машинной вышивки они подбираются в первую очередь согласно марке и классу оборудования, а также отталкиваясь от производителя. От специфики рисунка нитки зависят не столь существенно.
Особенности выбора ткани
Перед тем как подбирать материал для будущего изделия, важно точно определиться с рисунком и техникой вышивки. Если для машинной вариации нет особой разницы, с чем работать, то вышивать полотенце своими руками проще и быстрее на правильно выбранном полотне.
Если вы хотите воспользоваться услугами по машинной вышивке и сделать вышивку на полотенцах, то переходите по этой ссылке.
Для схем вышивки крестиком лучше подойдет хлопчатобумажная ткань или лен – небеленый, смешанный с шерстью или синтетическими материалами.
Наиболее часто используют следующие виды материала:
- Лен – красиво выглядит, умеренно загрязняется, вызывает приятные тактильные ощущения, не вызывает аллергии. Материал мнется пластично, не образовывая трудно разглаживаемых заломов, поэтому считается удачным выбором для декоративных и кухонных полотенец.
- Хлопковые ткани – стойкие в использовании, не вытягиваются, не вызывают аллергии. Это универсальный материал, на котором все техники вышивки будут выглядеть безупречно.
- Махровая ткань – идеальный вариант для банных полотенец. Больше подходит для вышивальных автоматов, но можно выполнять и классическую ручную гладь. При вышивке такого полотенца вручную важно делать стежки соразмерными с величиной петель, чтобы не получить со временем вытянутое изделие с искаженным рисунком.
- Вафельное полотно – идеальный вариант для применения ручной техники «счетный крест». Отбеленная ткань обладает высокой стойкостью к разрывам, не вызывает аллергии, нетребовательна к режимам стирки. На вафельном полотенце вышивать можно и крупными крестиками – такие узоры тоже будут выглядеть уместно и изысканно.
- Бамбуковое полотно – по внешнему виду напоминает натуральный шелк, смотрится роскошно, не мнется и не скользит, очень приятно тактильно, поэтому подходит для дорогой вышивки. Особенно красиво смотрится и машинный, и ручной рисунок, выполненный шелковыми нитками. Само бамбуковое полотно отличается особой прочностью, выдерживает большое количество стирок без потери внешнего вида.
Вышивальные машины одинаково качественно выполняют самые сложные рисунки на любых тканях. Если же планируется ручная работа, для удобства мастерицы лучше брать материал с четким переплетением волокон одинаковой толщины. В этом случае стежки при вышивании получатся одинаковыми по размеру, а рукодельнице не придется излишне напрягать зрение, каждый раз высчитывая нужное количество нитей.
Тонкости ухода
Грамотный уход за вышитыми полотенцами, отталкиваясь от техники их исполнения и типа ткани, предполагает правильный выбор режимов стирки и глажки, а также использование подходящих для изделия моющих средств:
- Декоративные и кухонные полотенца, вышитые мастерицей, лучше стирать руками – в слегка теплой воде с порошком для детских или деликатных тканей. При полоскании обязательно использование кондиционера. Чтобы сохранить яркость цветов, в воду дополнительно можно добавить немного соли или уксуса. Если нужно удалить пятна, пользуются ватным диском или палочкой, в зависимости от размеров загрязнения. В химчистку такие изделия лучше не отдавать. Ценную авторскую вышивку следует аккуратно завернуть в однотонное махровое полотенце и слегка отжать, повторив действия несколько раз. Затем просушить в полностью развернутом виде.
- Полотенца из хлопчатобумажной или льняной ткани с вышивкой мулине или х/б нитками при необходимости можно кипятить.
- Авторские машинные вышивки на махровом полотенце допускают деликатную стирку с добавлением кондиционера.
- Изделия, автоматизировано вышитые нитками в тон ткани, можно стирать в привычном режиме.
Перед глажкой полотенце не следует высушивать полностью. Утюжить его нужно с изнаночной стороны, подложив под изделие мягкую ткань, которая поможет сохранить рельефность узора, не прибьет нитки. Важно выставить правильную температуру утюга, чтобы не расплавить нити. Часто вышивку дополнительно заворачивают в тонкую ткань, например, кусок марли, и только потом гладят.
В качестве материала для глажки лучше использовать нестерильную медицинскую марлю, более жесткая или полиграфическая разновидность не подойдет.
Отутюженные полотенца не следует сразу складывать. Лучше оставить их в расправленном виде, чтобы они досохли, «отлежались». Соблюдение этих несложных правил значительно продлит срок службы вещей, а вышивка на полотенцах надолго останется яркой и привлекательной.