Top.Mail.Ru

История появления китайского фарфора, варианты дизайна

Фарфор был впервые создан более 3000 лет назад в Китае. В остальные страны китайский фарфор пришел намного позже. Рецепт го изготовления держали в строгом секрете, за его распространение полагалась казнь. Только в конце 17 века материал начали производить по всему земному шару.

Преимущества и недостатки

Для создания фарфоровой посуды применяют смесь, состоящую из глины, каолина, кварца, полевого шпата. После изделие обжигают при высоких температурах. В итоге получается прочный материал, обладающий способностью выдерживать резкие перепады температур. Изделия являются экологически чистыми, поэтому пользуются большой популярностью.

Фарфоровую массу замешивали и оставляли настаиваться 10 лет, чтобы она приобрела эластичность. По окончании десятилетия ее отбивали и лишь затем использовали.

Сегодня фарфоровые изделия производят из прочной глиняной керамики. Посуда из настоящего китайского фарфора привлекательна внешне, легкая, практически не впитывает воду, устойчива к кислотам и щелочным веществам. Этот материал прочный, обладает стойкими термическими и механическими свойствами. К минусам относится высокая стоимость изделий, их хрупкость, необходимость бережного ухода. Такая посуда используется только для хранения приготовленных блюд. Сварить что-либо в этой таре не получится.

Китайский фарфор

Виды

Фарфор разделяют на три основных вида. Различаются они между собой качеством глины и способом ее обработки. При производстве посуды, статуэток используют:

  1. Твердый фарфор — он белого цвета, достаточно крепкий. Содержит в составе каолин и китайский камень. Изделия из него тяжелые, непрозрачные. Обжигают сырье при температуре 1600°С.
  2. Мягкий фарфор — его еще называют искусственным. В свое время европейские мастера старались воспроизвести фарфор, поэтому экспериментировали с различными материалами. На сегодняшний день при производстве мягкого сырья смешивается глина тонкого помола и стекловидные вещества. Обжигают его при более низких температурах, поэтому структура материала получается пористая.
  3. Костяной фарфор — это разновидность твердого сырья. Его главной составляющей является пережженная кость. Во время обжига ингредиенты плавятся, создавая крепкий материал. Он отличается белизной, прочностью, легкостью и прозрачностью.

Наиболее ценным и престижным является костяной фарфор. Посуду из него применяют на светских раутах. Для повседневного использования подойдут изделия из твердого вида материала.

Практичный фарфор
Твердый
Мягкий
Мягкий
Китайский костяной фарфор
Костяной

Ассортимент

Настоящую фарфоровую посуду ценят даже без замысловатого дизайна и вычурных вензелей. Очень красиво, изысканно смотрятся обычные белые чашки. В ресторанах, чтобы красиво презентовать блюдо, используют посуду из фарфора. Это могут быть тарелки различного диаметра, вазочки, пиалы. Украсить любой стол помогут:

  1. Мелкие столовые тарелки. В них преподносят хлебобулочные изделия. Встречаются даже пирожковые блюдца. На тарелках небольшого диаметра можно подать вторые блюда.
  2. Закусочные. Сюда входят салатники, лотки, селедочницы, вазочки, соусники. У таких тарелок обычно овальная или круглая форма.
  3. Бульонные чашки и глубокие тарелки. В них подаются первые блюда. Можно встретить миски для супа с крышкой.
  4. Десертные тарелки. Объем у них бывает самый разнообразный, могут иметь крышку. Посуда отличается разной формой: от классического овала до изогнутых геометрических фигур.
  5. Наборы для горячих напитков. Это чайники и чашки различного объема. Существуют емкости для разлива и употребления какао, горячего шоколада. Пиалы и розетки предназначены для подачи варенья и других сладостей к чаю.
  6. Фруктовницы. Они помогут эффектно преподнести гостям фрукты и ягоды. Однако, такие блюда не предназначены для переноса большого веса продуктов.

Современные производители также часто выпускают различные чайные, кофейные сервизы. Для холодных напитков – кувшины, а для горячих — термостойкие емкости. На рынке нередко встречаются специальные подарочные столовые сервизы из фарфора.

Красивый традиционный китайский фарфор
Маленькие тарелки
Селедочница
Закусочные
Бульонница
Глубокие тарелки
Набор десертных тарелок
Десертные тарелки
Китайский
Для чаепития
Фруктовницы
Для фруктов

Дизайн

Китайская фарфоровая посуда может иметь рельефный декор или простую роспись красками. Рельефный декор наносят на стенки при помощи гравировки или перфорации. Некоторые элементы производятся отдельно, а после наклеиваются на посуду. Роспись наносят под глазурь или на нее. Обычно изделия расписывают эмалевыми красками.

Первые китайские фарфоровые изделия выглядели, как продолговатые кувшины. Наибольшей популярностью пользовались зеленые и голубые образцы с рельефными украшениями. После начали появляться изделия с тесненным рисунком. Чашки были белоснежными с легким зеленым оттенком. Поражали воображение европейцев чашки, состоящие из двух частей. В процессе их производства китайский мастер к внешней половине приклеивал внутреннюю – фарфоровую. Внешняя часть была кружевная, а внутренняя – декорирована цветочным узором. Когда чай заливался в чашку, через ажур просвечивался рисунок.

До 1950 года выпускались тарелки круглой формы. В 20 годах большим спросом пользовались образцы в стиле ар деко. А уже в 40 годы изготавливалась посуда самой разнообразной геометрической формы. На сегодняшний день чаще всего встречаются тарелки из фарфора с бортами.

Для сливок

Глубока тарелка для супа

Все для чая

В синем цвете

Антикварное блюдце

Цвета

Для украшения китайского фарфора используется большая цветовая гамма. Отталкиваясь от этого, можно определить, в эпоху какой династии появилось то или иное изделие. Фарфор с синей росписью принадлежит династии Сун. Он производился в большом количестве и именно бело-голубой фарфор попал в Западную Европу. Когда разрисовывали большие блюда, рисунки не повторяли. Со временем узор становился более плотным, практически без белых участков. Помимо голубого цвета использовали насыщенно синий и темный, напоминающий грозовую тучу.

Фарфоровые изделия зеленого семейства украшались узорами из различных оттенков зеленого. Эти рисунки наносили на белый фон. На сосудах розового цвета чаще встречаются силуэты женщин и изображения цветов. В росписи применяли нежно-розовые тона.

Современные глазированные изделия могут быть различных цветов и оттенков. Например, ионы железа при обжиге дают окраску от желтого до коричневого. Если в глазури присутствует кобальт, то получится синий или голубой оттенок. Часто изделия дополнительно покрывали узорами черного или золотого цвета.

Красивая посуда

Китайские традиции

Китай

Качества китайского фарфора

Из Китая

Тематика росписи

Китайской культуре присущ символизм, поэтому все рисунки имеют смысл. Сюжеты берутся из окружающего мира. Например, бабочка символизирует семейный уют и добро. Изображение воробьев принесет хорошие известия в дом, где есть такая посуда. Олицетворением достатка и гармонии служат золотые рыбки. Поэтому, приобретая фарфоровую посуду для подарка, необходимо уточнить, что символизирует тот или иной рисунок.

Рельефный декор наносят на поверхность посуды при помощи гравировки, перфорации или наклеивания элементов. Отдельно отливаются цветочки, листики, фигурки животных и людей. Для создания плоских узоров используют специальную глазурь. Большую ценность представляют изделия с ручной росписью. Мастера наносят изображение на необработанную поверхность, покрывают лаком и обжигают. Такой декор на изделиях держится хорошо и не отслаивается.

Набор из фарфора

Лепной

Красивые чайные чашки

Дизайн Лебеди

Антиквариат

Первоначально все предметы из фарфора покрывались белой глазурью. Во время правления династии Тан в 618-906 стали выпускать изделия еще и голубого цвета. По качеству обжига они приравниваются к современным способам отделки. В этот период появилось большое разнообразие форм, таких как вазочки, кувшины, баночки для косметики.

Усовершенствовались технологии создания фарфора в период правления династии Сун. Это 960-1279 На изделия наносились оригинальные узоры, использовалась цветная глазурь. Украшением предметов декора служили драгоценные камни и позолота. С 1279 года начинает править династия Юань. В это время появляется твердый фарфор.

Династия Мин (1368-1644) является периодом рассвета китайского фарфора. Постепенно в разработку материала вносились различные новшества. В росписи начали использовать эмалевые краски вместо минеральных. Иногда мастера соединяли оба вида росписи. Например, наносили рисунок минеральными красками, обжигали, а после сверху разрисовывали эмалевыми. С этого периода китайский фарфор большими партиями поставляется купцами в Европу. В то же время усовершенствованный рецепт производства фарфора становится известным в Японии. Их изделия ярче, но хуже по качеству.

Лепной китайский фарфор, ручная работа

Античный антиквариат китайский фарфор

Антиквариат

Антикварный китайский фарфор

Видео

Фото

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector